Рассказываю, чем занимаюсь в последнее время.
Возможно некоторые знают, кто-то краем уха слышал, есть такой сайт nikoraido.ru. Изначально, в 2015 году, он создавался как сайт клуба, который мы организовали совместно с Артемием Рублёвым, но потом (когда были силы, амбиции и энтузиазм) захотелось развить его до серьезного уровня, так как во всем интернете тогда не было ни одного нормального ресурса, посвященного Го (не было даже «Секретов Мастерства»). Сейчас, в принципе, ничего не изменилось… есть только большое количество кривых сайтов, где периодически встречаются хорошие вещи. Я даже не представляю, как новички в этом потоке могут найти нужную для себя информацию…
Так вот, в какой-то степени сайт Nikorai Do получился. Очень много из задуманного там реализовано. В разделе «Обучение Го» (nikoraido.ru/study) собрано много полезной информации. Есть и интерактивный курс для новичков. Самое ценное, наверное, это хорошо систематизированная открытая электронная библиотека — nikoraido.ru/library, где каждый может поделиться книгой из своей коллекции и, соответственно, найти книгу по множеству критериев.
Проблема проекта в том, что он некоммерческий. Вдохновленный Максимом Калиновым — это очень хороший человек, именно он придумал логотип, и в его студии HOLMAX первоначально был разработан сайт — я был готов двигать горы, но всё же без поддержки энтузиастов обойтись не мог, потому что сам тогда учился в музыкальном колледже, который занимал 90% моего времени. Энтузиасты не нашлись, поэтому развивать сайт приходилось в одиночку, в свободное время. Единственное, были два относительно крупных анонимных пожертвования на 10 и 3 тыс руб. Благодаря им удалось сделать, например, ту самую библиотеку. Но всё равно это капля в море, в сравнении с тем, сколько было вложено мной.
Школа Го в Калининграде
Летом 2017 года, совместно с Игорем Тычко, мы открыли оффлайн школу Го в Калининграде (сайт goschool39.ru), которая, естественно, была коммерческой и, как ни странно, успешной. Давняя мечта! Но изначально это была большая авантюра — никто не знал что из этого может получиться. К сожалению, через год, мне пришлось вернуться в Тверь (по семейным обстоятельствам), а школу целиком передать Игорю. Однако школа до сих пор живет и развивается, что не может не радовать.
Про школу в Калининграде я обязательно напишу отдельную статью, где подробно опишу, как она создавалась, какие были проблемы, как мы их решали, что получилось, а что не получилось, со всеми цифрами и выводами — небольшое пособие для тех, кто захочет повторить нашу авантюру 🙂
Самое главное в этой истории — я понял, что то, что интересно мне, интересно и другим людям. И на этом, оказывается, можно построить рабочий бизнес. Уникальное ощущение.
Что теперь?
Попытаюсь описать ход своих мыслей.
Конечно, вернувшись в Тверь, первоначально я думал повторить калининградский опыт. С одной стороны это просто и понятно, а с другой — уже не так интересно, хочется двигаться дальше.
Работая над школой в Калининграде, я столкнулся с некоторыми проблемами, которые заставили меня подумать в сторону интернет-школы.
- Низкая популярность игры. Так как Го — штука, мягко говоря, малопопулярная, то основная проблема всегда была связана с поиском новых учеников. И учитывая эту специфику, правильнее открывать, на самом деле, не специализированную школу Го, а многопрофильную, где кроме Го были бы и другие «понятные» направления (иностранные языки, программирование и т.п.) Более того, не обязательно открывать школу с нуля, а можно найти подобную школу и попытаться в нее встроиться.
Но школа в интернете еще привлекательнее, так как аудитория значительно шире, а следовательно, проще и с поиском учеников. - Аренда помещения. Этот вопрос всегда напрягает, особенно в летнее время, когда спрос на образовательные услуги низкий. Каждый месяц нужно отдавать 15-20 тыс руб за более менее приличное помещение. А в интернете… нормальный хостинг стоит 1500 руб в год.
- Постоянно одно и то же. Это типичная проблема преподавания (и вообще по-жизни), но в Го это усугубляется еще и тем, что элементарно правила игры никто не знает — приходится всем много раз рассказывать эти злосчастные правила. Это сильно утомляет, а порой бесит.
- Домашние задания. Понятно, что на занятиях с учениками успеваешь изучить очень и очень мало, поэтому в любом случае ученикам нужно много работать дома (играть, решать задачи), а если, не дай Бог, кто-то пропустил занятие, то приходится возвращаться, повторять пройденный материал, вызывая скуку не только у себя, но и у других учеников. Вдобавок, оказалось, что задачи, распечатанные на листочке, или даже рабочие тетради, не так привлекательны (особенно для детей), как те же задачи на компьютере. Поэтому для успешного и комфортного преподавания нужна некоторая техническая база, сайт, где можно получать/решать домашние задания или самостоятельно изучать/повторять материал предыдущих занятий.
Так что я всерьез задумался о создании интернет-школы, где все эти проблемы автоматически решаются. Тем более Го, как ничто другое, создано для преподавания онлайн, что нельзя сказать, например, про музыку.
Поделившись мыслями по поводу интернет-школы со своим старшим братом Иваном Проскуриным (у него два успешных бизнеса в Москве — space4life.ru и the-sneg.com), он подсказал более эффективный вариант. Смысл такой, что преподавание «по скайпу» уже давно устарело и сейчас гораздо популярнее и успешнее (с коммерческой точки зрения) интерактивные курсы, когда не требуется отдельный человек, который проводит занятия (и повторяет одно и то же много раз), а записывается один раз качественно интерактивный курс (с видео и задачками) и ученики изучают его в удобном для себя темпе.
Я стал копать дальше и понял, что для Го еще отлично подходит система геймификации — внедрение механизмов сохранения интереса из компьютерных игр. Например, за успешное прохождение курсов или решение задач, пользователь получает экспириенс или фишки/монетки, которые потом может обменять на какие-то ништяки.
Более того, к Го идеально подходит система навыков (или скилов) — когда отдельно можно «прокачивать» скил, например, решения задач на йосэ или фусэки, что очень полезно с точки зрения дидактики. Ну, и так далее… эту идею можно мощно развить.
Выглядит всё очень перспективно. И хоть это не ново, в сфере образования и интерактив, и геймификация давно применяются, но в Го ничего подобного нет (даже в Китае или Японии). Поэтому было решено начать работу над проектом.
Go Magic
Изначально я думал реализовать все задумки на базе nikoraido.ru, но так как проект получается огромным и скорее всего интернациональным, то проще создать сайт с нуля. И название Nikorai Do, выходит, уже имеет мало общего, да и не самое удачное для такого проекта — название должно быть простое и понятное всем. Но в любом случае, концептуально это будет продолжением Nikorai Do, хоть и под другим названием.
К проекту присоединился мой старый-добрый друг Вадим Ефименко — он станет первым преподавателем не только на русском, но и на английском языке. Мы долго думали над названием (дольше, чем следовало бы) и в результате остановились на «Go Magic». Как вам? Годное название?
Но название — это самое простое! 🙂 Кратко опишу, что будет включать в себя проект. Позже, в отдельной статье могу написать подробно, но пока кратко.
- Интерактивные курсы, состоящие из нескольких чередующихся блоков теоретического и практического материала. Самый типичный вариант, когда видео-уроки чередуются с решением задач, и чтобы пройти к следующему этапу, нужно, допустим, успешно решить все задачи или обыграть бота в атари-го.
- Открытая платформа. Возможность присоединиться любому преподавателю (на партнерских условиях) и создавать/публиковать свои интерактивные курсы. Естественно, с предварительной модерацией.
- Геймификация. Всё (абсолютно всё!) обрамляется игровыми элементами. Любая активность на сайте приносит либо монетки, либо экспириенс, и всё это можно конвертировать во что-то приятное.
- Система навыков. Навык (или скил) — это умение, например, играть в начале партии, или в конце партии, или умение находить тэсудзи. Навыки развиваются путем решения задач на определенную тему. Эта система позволит находить слабые места в игре.
- Возможность сыграть с несильным ботом, допускающим «человеческие» ошибки.
- Материалы и инструменты для изучения Го. Это и дзёсеки, и библиотеки партий великих мастеров, и анализ с помощью супер-компьютера, и просто материалы для вдохновения.
- Интеграция с одним из популярных серверов Го. Например, OGS.
- Ориентированность на начинающих.
- Английский язык.
В общем будет очень-очень круто 😎
1 млн руб
По моим самым скромным подсчетам, программистам нужно отдать как минимум 1 млн руб, чтобы всё сделали относительно хорошо и относительно быстро. Но так как Го в мире развивается исключительно медленно и в ближайшие несколько лет всё равно никто ничего подобного не сделает, то вместо денег могу позволить инвестировать свое время и самостоятельно во всём разобраться и запрограммировать.
Конечно, правильнее всё-таки найти необходимое количество денег и поручить всё профессионалам. Поэтому я буду признателен любому, кто поможет найти заветную сумму.
Возможно этим проектом заинтересуется Российская федерация Го — я с радостью могу передать его со всеми идеями и наработками. Главное, чтобы кто-то это сделал, и сделал хорошо.
Но покамест денег нет, предлагаю всем неравнодушным присоединиться к проекту и помочь своими руками и головой. Или хотя бы дельным советом. Ну, или деньгами наконец. Как со мной связаться, думаю, вы знаете.
Оказалось, мне нравится программировать
Ранее, еще во время обучения в университете, мне приходилось работать научным сотрудником в НИИ под руководством своего отца. Программировал на С++ и местами, конечно, было интересно, но то ли осознание, что это никому по сути не нужно, то ли отец на меня так давил (с ним всегда были сложные отношения), однако после окончания университета мне хотелось заниматься чем угодно, но только не программированием. Позже мне пришлось научиться делать несложные сайты, но это было вызвано простой потребностью зарабатывать деньги, да и программирования в этом почти нет.
Сейчас, работая над Go Magic, выяснилось, что все существующие веб-доски для Го никуда не годятся — либо устарели, либо функционал сложно расширить, либо затруднительно интегрировать с системой геймификации. Поэтому пришлось с нуля делать свою доску.
Большая часть работы уже выполнена, но по ходу я, во-первых, влюбился в JavaScript (мне пришлось освоить его за месяц), и во-вторых, я настолько погрузился в программирование, что в какой-то момент стал забывать про сам проект 🙂
Еще предстоит, например, создать ботов, которые должны играть слабенько, не как АльфаГо, на уровне 20-10 кю, но при этом по-человечески. Это необходимо для новичков. Конечно же придется освоить нейросети и всё такое. Предвкушаю, сколько всего интересного меня ждет…
Так что периодически буду публиковать посты про свои приключения в программировании. Возможно это будет кому-то интересно или полезно.
На этом пока всё. Спасибо за внимание.
Спасибо всем, кто поддержал проект. В том числе финансово! Это очень бодрит!
Название одобряется. Счастливого пути в Go Magic
Это отличные новости! Будем ждать с нетерпением :))