Жиза
, ,

302

Дело Курпатова

Дело Курпатова

Недавно в Твери, в Абракнигабре прошла встреча Андрея Курпатова со своими читателями. Мы с Олей книг его совсем не читали, больше смотрели по ютубу, но решили сходить, так как такие товарищи редко бывают в Твери — за что большой ему респект. Много крутых дядечек проезжают мимо Твери по дороге из Москвы в Питер и обратно, но останавливаются очень не многие.

Ранее он был известен как Доктор Курпатов, был популярным психологом/психотерапевтом и даже вел психологическую передачу на Первом канале. Но теперь у него совершенно другой имидж и немного иной ракурс исследования.

Познакомился с его ютуб-творчеством в прошлом году, когда плотно занимался педагогикой — он популярно, с шуточками (я бы добавил — мило) рассказывает про особенности работы мозга, как это влияет на психологию человека, на восприятие реальности. Интересный и толковый психолог — многое, что он говорит, мне созвучно.

На встрече была затронута тема полной роботизации и автоматизации человеческого труда, что на самом деле не за горами, уже на нашем веку случится. Мне понравились его мысли по этому поводу.

Во-первых, Курпатов считает, что роботизация — это хорошо. Допустим в медицине, если нужно провести сложную операцию, то робот с такой задачей справится куда лучше, чем человек — вероятность ошибки будет значительно ниже. Но с роботом же не поговорить по-человечески, от него не получить ту жизненно необходимую теплоту. То есть в больнице всё равно нужны люди, которые могли хотя бы объяснить/разъяснить что к чему. Таким образом человек будет задействован, но его функция изменится, он станет приставкой для робота.

Проблема же в том, что человека во многом воспитывает и формирует дело, которым он занят по жизни. И если это дело отнять, заменить роботом, то не понятно, что будет выполнять эту воспитательную функцию и к чему это вообще приведет. Исполняя только функцию приставки, человек может окончательно деградировать. Курпатов как раз считает своим делом подготовить человечество к этому, чтобы не наступила тотальная деградация, чтобы у людей, которые обслуживают роботов, остался интеллект.

Надеюсь я достаточно точно пересказал его слова.

Человека во многом воспитывает и формирует дело, которым он занят по жизни. И если это дело отнять, заменить роботом, то не понятно, что будет выполнять эту воспитательную функцию и к чему это вообще приведет.

Дело Проскурина

Если продолжить размышлять на эту тему, нельзя обойти стороной и всевозможные видео-игры. В эпоху полной роботизации большую часть времени человек будет проводить в компьютерных играх, и играть будут все без исключения. Тенденция именно такая. А что еще останется делать?

Например, я уже отношусь к тому поколению людей, которые с детства имели почти неограниченный доступ к видео-играм и проводили там много-много часов. Мне было 4 или 5 лет, когда отец принес домой компьютер и, естественно, познание компьютера началось с игр. Это только потом я по-тихоньку начал увлекаться программированием, но сначала были игры. И сейчас, на самом деле, я не прочь поиграть в хорошую толковую игру с приличными людьми.

В яндексе нашел такую статистику:

Дело Курпатова

Не знаю, насколько она достоверная, но очень похоже на правду. По данным за 2018 год объем рынка видео-игр составил $137,9 млрд, а общее число геймеров — 2,3 млрд. И кстати, основной оборот приходится на страны юго-восточной Азии — Китай, Япония, Юж. Корея. Да, именно там, где лучше всего играют в Го.

Конечно, видео-игры бывают разные, встречаются и хорошие, где нужно думать, рассчитывать, стратегически мыслить, принимать обдуманные решения. Но в массе своей, это отупляющие игры сомнительного качества.

В ракурсе этих рассуждений проект GoMagic выглядит очень достойно, способным противостоять тотальной деградации. Конечно, Го не способно полностью заменить видео-игры, она не так динамична, не так красочна и увлекательна, но психология геймера и психология игрока Го, мне кажутся очень схожими. По моим наблюдениям почти все, кто играет в Го, так или иначе играли или играют в видео-игры. Во всяком случае в моем ближайшем окружении статистика 100%.

Кстати, что касается видео-игр, мне кажется пора составлять списки действительно хороших игр, которые можно советовать подрастающему поколению. Всё равно видео-игры уже являются частью современной культуры и невозможно ребенка полностью оградить от этого, да и не нужно. Важно найти игры, которые были бы по-настоящему хорошими и неглупыми. Впервые я об этом задумался, когда учил своего племянника играть в Го. В какой-то момент он устал от Го (как ни крути — Го очень серьезная и порой изматывающая игра), но силы чем-то заняться, во что-то поиграть еще были. И тут я подумал — а почему нет, ведь я же играл и ничего, нельзя сказать, что очень тупой вырос… но другой вопрос — во что? Какую видео-игру можно посоветовать ребенку 8-ми лет?.. Тогда мы сыграли в червячков (Worms)…

Красная таблетка

На встрече в Абракнигабре Курпатов, как водится на таких мероприятиях, подписывал книги и фотографировался. Ну, и мы, раз уж пришли, решили что-нибудь купить, чтобы было куда поставить автограф. Приобрели его основной труд, являющимся фундаментом всего его современного творчества — “Красная таблетка”. И… книга оказалась хороша. Читал запоем.

Дело Курпатова
Оля, надеюсь ты оценишь 🙂

В основе названия лежит эпизод из фильма Матрица, когда Морфиус предлагает Нео сделать выбор — синяя или красная таблетка. Сначала автор долго и настойчиво (даже слишком долго и настойчиво) остерегает читать книгу, принимать эту “красную таблетку”, ибо “потом вы не сможете жить как раньше” и т.п. В какой-то момент это даже наскучивает… но потом… оказалось, что не зря предупреждал!

Написана книга очень популярным языком. Порой не хватает научности, но читается зато легко. Изложение построено на экспериментально доказанных фактах в области нейрофизиологии, которые Курпатов комментирует и разъясняет с высоты своего гигантского психиатрического опыта.

Например, меня всегда волновал опыт Бенджамина Либета, который ещё в 70-х годах показал, что мозг принимает решение раньше (!) нашего сознания. Более того, он зафиксировал, что задержка между тем, когда мозг принимает решение и тем, когда мы подумали об этом решении (осознали его), составляет как минимум (внимание!) 500 мс. А в некоторых случаях — 8-10 сек! И это не погрешность измерения — сейчас в современных лабораториях повторяют эксперимент Либета и получают такие же результаты. Шокирует, да? Я много слышал об этом эксперименте (от Черниговской, например), но нигде не мог найти объяснение этой несуразицы. В это же нельзя поверить!

Впервые разумные разъяснения, подтвержденные другими экспериментами в нейрофизиологии, встретил именно в этой книге. И это далеко не единственное, что там есть.

Так что книга годная. Рекомендую.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Меню