Го
, ,

467

Как открыть школу Го. Часть 3

Заключительная статья из серии «Как открыть школу Го».

Как открыть школу Го. Часть 3

Первая часть — proskurius.ru/kak-otkryt-shkolu-go-chast-1/
Вторая часть — proskurius.ru/kak-otkryt-shkolu-go-chast-2/

Клуб

Если вы думаете, что клуб может приносить хоть сколько-нибудь заметную прибыль, то ошибаетесь. Мы тоже поначалу так думали и с этим расчетом арендовали большое помещение. Назначили встречи клуба 4 раза в неделю, чтобы всем было удобно. Сделали доступный входной билет — 150 рублей. Продумали систему абонементов. Однако выручка составляла около 3 тыс. рублей в месяц, а времени на клуб уходило чрезвычайно много.

Конечно, очень важно, чтобы в школе были не только учебные занятия, но и время для клуба, куда каждый может прийти, спокойно поиграть, пообщаться. Для людей впервые услышавших о Го, это возможность увидеть игру, лично познакомиться с вами. 

Как открыть школу Го. Часть 3

Поэтому клуб обязательно должен быть, но одного раза в неделю будет достаточно. Потом, если будет запрос, можете собираться 2 раза в неделю, но чаще не нужно. Вход лучше сразу сделать бесплатным и положить баночку для донатов, про которую нужно напоминать. По деньгам, когда мы перешли на режим donate, выходило примерно так же — 3 тыс в месяц, но при этом всем стало проще.

Турниры

Это важнейшая составляющая жизни школы, но ни разу не прибыльная. Если помещение позволяет проводить турниры непосредственно в школе, то это здорово. Но вы всегда можете арендовать на день-два помещение под турнир или бесплатно договориться с какой-нибудь школой, как это делали мы.

Думаю, что тут всё понятно, турниры все умеют организовывать. Единственное пожелание — не занижайте турнирный взнос. В России почему-то не ценится работа организаторов и считается, что отдать за участие в турнире 500 рублей, это уже много… Но по факту, хорошая организация турнира, это очень хлопотное дело (попробуйте как-нибудь сами!). Поэтому взнос в 1000 рублей более чем оправдан.

Конечно же, взносы нужно принимать онлайн и предлагать скидку за раннюю регистрацию — так вы повысите явку.

Продажа комплектов

Многие, научившись играть в Го, хотят и пробуют заниматься продажей и даже производством комплектов Го. Однако думать, что это может быть прибыльным предприятием — абсурдно, потому что в России нет достаточного спроса на этот товар. Но как дополнительная статья доходов — почему бы и нет. 

Особенно это хорошо, когда вы сами создаете спрос, то есть обучаете новых людей игре. Ведь им всем рано или поздно понадобится комплект. Главное, таким образом вы здорово помогаете своим ученикам — хороший комплект за адекватные деньги не так-то просто найти.

Не обязательно заниматься продажами самостоятельно, и уж тем более не нужно самому строгать доски. Достаточно с кем-нибудь договориться. Это может быть магазин настольных игр или ваш друг, который готов закупить комплекты оптом. Вы же просто будете получать процент с продаж.

Кстати, если и закупать комплекты оптом, то лучше из Китая — у них дешево и достаточно качественно. В России можно покупать разве что доски. Основная проблема у досок отечественного производства — со временем они деформируются. Ну, и цвет у них не трушный.

У нас комплектами занимался Игорь Тычко. Ему достаточно удачно удалось закупить камни и доски из Китая. При партии в 20 комплектов закупочная цена одного составила примерно 1500 рублей. Продавали за 3000, то есть наценка — 100%. За год продали почти все комплекты.

Насчет наценки. Многие допускают ошибку, когда занимаются продажей комплектов Го  — делают слишком маленькую наценку, 10-20%. Это было бы нормально, если был большой спрос и вы продавали по 50 комплектов в месяц, но иначе это становится совершенно невыгодно. В лучшем случае вы выйдете в ноль. Комплекты для Го — это эксклюзивный товар, который совсем непросто достать в России. Плюс он достаточно сложен в транспортировке. Поэтому наценка должна составлять как минимум 50%, а лучше 100 или 150%. Из этого расчета и нужно делать закупку. Если вы понимаете, что после наценки ваши комплекты будут стоить слишком дорого и никто в вашем городе по такой цене покупать их не будет, значит нужно искать другое место для закупки.

Как открыть школу Го. Часть 3

Кстати, поначалу большие комплекты вам не нужны. Новичкам достаточно будет доски 13х13. На большую доску переходят не сразу, да и не все могут позволить себе тут же заплатить 3000 рублей. Так что прежде всего нужно озаботиться именно маленькими ученическими комплектами. В Калининграде мы разработали свой универсальный комплект «4 в 1», о котором я писал здесь.

Что еще можно продавать?

Продавать можно всё, на что есть спрос. Если вы преподаете не только Го, но и другие настольные игры, то наверняка кто-то захочет их купить себе домой или в подарок. Мы, например, договорились с магазином настольных игр — они нам поставляли интересующие нас игры, а мы их продавали и удерживали небольшой процент с продаж. Это совсем копейки, но опять-таки так удобнее ученикам — им не приходилось ехать через весь город за игрой, которая им понравилась.

Если вы любите хороший китайский чай и в клубе он пользуется популярностью, то и его можно продавать. Чай и Го очень хорошо сочетаются.

Кроме этого, вы можете продавать подарочные сертификаты на обучение. Кружки, футболки с символикой школы — тоже сгодятся. В общем всё зависит от вашей фантазии.

Бизнес план

Теперь, когда вы понимаете, что главное, это обучение, а всё остальное лишь дополнительный заработок, будем двигаться дальше.

Прежде всего я бы рекомендовал составить бизнес план на год вперед, где нужно ответить на главные вопросы: 

  1. какие будут основные расходы, 
  2. сколько будет преподавателей,
  3. какая зарплата у преподавателей,
  4. какие цены у ваших услуг,
  5. сколько нужно учеников?

В бизнес плане нужно написать те расходы, которые вы точно знаете (аренда, закупка мебели, оборудования), и заложить часть средств на дополнительные непредвиденные расходы. Также нужно указать ваши реалистичные ожидания по доходам. Так как основной доход будут составлять ученики, значит только на них и рассчитывайте. Сколько вам нужно учеников, чтобы выйти в плюс? Когда вы сможете достичь этого показателя?

В дальнейшем вы сможете сверять ваш бизнес план с тем, что действительно получается и, если наблюдается отставание, значит это сигнал, что нужно работать активнее.

Вообще, когда вы начинаете бизнес, не нужно думать, что будет легко и всё сразу получится. Бизнес, особенно в сфере дополнительного образования, это всегда очень долгая история. Будут взлеты, будут падения… И поначалу приходится вкладывать очень много сил, которые дадут свои плоды лишь через несколько лет. Поэтому, если вы собрались открывать школу, то будьте готовы посвятить ей 3-5 лет, прежде чем сказать «это не мое, у меня не получается». Ну, ок… хотя бы пару лет 🙂

Когда я составлял бизнес план, по моим подсчетам нужно было набрать 50 учеников, чтобы уверенно выйти в плюс и обеспечить двух преподавателей (меня и Игоря) зарплатой хотя бы в 20 тыс. Я наивно полагал, что это удастся сделать в первые полгода. 🙂 Но на самом деле это задача, как минимум, на 2 года. 

Забегая вперед, скажу, что за год нам удалось выйти на уровень в 30 учеников, что тоже очень хорошо! По крайней мере мы покрыли все расходы и обеспечили одного преподавателя (то есть меня) небольшой зарплатой.

Сейчас смотрю на те свои первые расчеты и удивляюсь, насколько они были по-детски наивными. 🙂 Но даже от них был толк. Теперь же наступило время произвести более зрелые и подробные расчеты. Самому интересно, что получится.

Итак, сколько же должно быть учеников и по какой цене, чтобы всё было ОК?

Нагрузка преподавателя

Это основа расчетов. Нужно понять какую нагрузку преподаватель в принципе может себе позволить или сколько одновременно учеников у него может быть. 

По нашему опыту оказалось, что самый оптимальный вариант, это обучение в группе из 4 человек. Максимум — 6. Количество занятий — 2 раза в неделю по 1.5 часа. Получается, что одна группа, это 8 × 1.5 = 12 часов в месяц.

Из первой части статьи мы знаем, что у преподавателя должна быть нагрузка не более 72 учебных часов в месяц + 2 месяца оплачиваемого отпуска. Выходит, один преподаватель может взять не более 72 ч / 12 ч = 6 групп, или 6 × 4 = 24 учеников.

В принципе, какие-то группы могут быть не 4, а 6 человек. Где-то можно поработать чуть больше нормы. Так что, в принципе, 30 учеников, это достаточно комфортно. На этом значении и остановимся.

Нагрузка помещения

Помещение тоже не нужно сбрасывать со счетов. И даже если у вас будет полностью свое помещение, то удобного времени для занятий не так-то много. Обычно все просятся заниматься либо в выходные, либо в будни вечером. За всё время у нас был только один ученик, который занимался рано утром.

Прайм-тайм: два выходных с 10 до 22 и пять вечеров с 17 до 22. Итого: ~50 часов в неделю или ~200 часов в месяц.

Какое-то время уйдет на клуб, но в принципе одного помещения хватит на 2-3 полностью нагруженных преподавателей.

Размер помещения подбирайте из расчета 2 м² на человека. То есть для групповых занятий помещение должно быть не менее 20 м².

Средняя цена

Будем исходить из того, что у преподавателя должна быть зарплата 50 тыс + 2 месяца отпуска. Отпуск тоже заложим в зарплату — это +20%, то есть +10 тыс в месяц. Получится 60 тыс. Значит

средняя цена =
=
= 2000 руб/мес

— столько должен платить один ученик, чтобы покрыть зарплату преподавателя. Ну, и в среднем 1 час работы преподавателя должен стоить:

=
= 830 руб/ч.

Однако мы пока не учли аренду и прочие расходы. Аренду возьмем 20 тыс. Различные расходы по рекламе и т. д. — 10 тыс. Получается:

=
= 3000 руб/мес.

1 час работы:

=
= 1250 руб/ч.

Получается недешево, особенно для маленьких провинциальных городов. В принципе, у вас еще будут доходы с продаж инвентаря… зарплату себе можно сделать чуть поменьше, найти помещение подешевле или работать чуть побольше. Так что оптимальная цена находится в районе 2500 руб/мес.

Для простоты все расчеты производятся без учета налогов. Вы можете самостоятельно добавить их к конечной цене. Для ИП они составляют ориентировочно 10%.

Несколько преподавателей и обобщающая формула

Вы можете разделить общие расходы, расширив штат преподавателей. Тем самым вы сможете снизить цену на занятия, сделать их доступнее. Кстати, как я и говорил, новый преподаватель не должен обязательно преподавать Го, он может открыть другое направление, например, программирование.

Однако с увеличением штата преподавателей вам потребуется администратор, который взял бы на себя всю работу, не связанную с преподаванием — ответы на звонки, координирование учеников, назначение и перенос занятий, продажи комплектов, ведение клуба, бухгалтерия. Когда преподаватель один или двое, то еще можно как-то справиться без посторонней помощи, но для трех и более преподавателей рекомендую нанять администратора с зарплатой хотя бы 30 тыс.

На самом деле, если все функции администратора вы будете выполнять самостоятельно, то по-хорошему эту зарплату должны получать вы. Плюс, как директор вы тоже должны получать зарплату — не забывайте об этом 🙂

Все наши размышления можно обобщить и вывести такую простую формулу:

= price,

где 
teachers — количество преподавателей,
salary — зарплата преподавателя,
rent — аренда,
admin — зарплата администратора или директора школы,
expenses — регулярные расходы (на рекламу и проч.),
students — количество учеников на одного преподавателя,
price — средняя цена для одного ученика.

Вы самостоятельно можете подставить разные значения в соответствии с вашими реалиями, посмотреть какие цифры получаются, и подобрать оптимальный вариант.

Исходя из этой формулы, получается, что для 2 преподавателей и 1 администратора средняя цена получится такая же, что и для 1 преподавателя — 3000 руб. Для 2 преподавателей без администратора — 2500 руб. Для 3 преподавателей и 1 администратора — 2660 руб, для 4 — 2500 руб. 

Выходит, самый оптимальный вариант — 2 преподавателя без администратора.

Дополнительные доходы с клуба и продаж я бы не стал здесь учитывать, потому что, во-первых, они не постоянные, во-вторых вам нужно покрыть расходы, связанные с открытием школы, в-третьих, у вас должен быть резервный фонд на всякий непредвиденный случай.

С другой стороны

Можно использовать эту формулу для расчета стоимости аренды, чтобы понять какое помещение вы можете себе позволить. Если средняя цена будет 2500 на одного ученика, 2000 из которых идут на зарплату преподавателя, тогда на прочие расходы остается 500 рублей с одного ученика, то есть 500 × 30 = 15 тыс. Следовательно аренда помещения должна быть в районе 10 тыс, чтобы хотя бы 5 тыс оставить на рекламу.

Надеюсь вы поняли логику расчетов. Всё зависит от ваших начальных условий и от средних зарплат по городу.

Как было у нас

Стартовые вложения:
Закупка комплектов на продажу — 70 тыс.
Мебель и ремонт — 60 тыс.
Доп. оборудование и разные мелочи — 35 тыс.
Итого — 165 тыс.

Аренда — 21 тыс/мес.
Прочие расходы — 9 тыс/мес.

8 занятий в месяц у нас стоили 1900 руб, а в среднем один ученик приносил 1700 руб/мес. Сейчас очевидно, что это сильно заниженная цена. Но даже с такими ценами удалось выйти в плюс. Зарплата была не 50 тыс, но всё же была. 🙂

В общем не повторяйте наших ошибок, всё рассчитывайте и планируйте.

Реклама

Открываться лучше всего в начале учебного года, когда все вернулись из отпусков и только начинают записываться на разные кружки. Еще до открытия вам нужно набрать хотя бы 10 учеников. Если вы сделаете ремонт, купите мебель, заплатите за аренду, откроетесь, а в итоге придет 3 человека, это будет провал.

В идеале, конечно, сразу же найти то количество учеников, к которому вы стремитесь. Это реальная задача, особенно если до начала учебного года провести хорошую рекламную кампанию. Первым ученикам можно смело предлагать большие скидки и бесплатные вводные занятия.

Самое главное:

Не жалейте деньги на рекламу

Дело в том, что ваши ученики будут приносить вам деньги регулярно на протяжении долгого времени. Они купят комплекты, будут участвовать в турнирах и наверняка приведут своих друзей и знакомых. Поэтому отдать за привлечение одного ученика 1000 рублей — это копейки, они быстро вернуться. В принципе, хорошенький экземпляр может стоить и 1500, и 2000 руб. 🙂

Так что, если вам нужно 30 учеников, тогда около 30 тыс придется вложить в рекламу. Плюс 15 тыс в течении года, потому что ученики по разным причинам будут уходить.

В нашем случае привлечение одного ученика обходилось примерно в 500 рублей, а самыми эффективными каналами были таргетинговая реклама в VK и… сарафанное радио. 🙂 Примерно половина учеников пришла по рекомендациям знакомых, а другая половина через VK. За год на рекламу потратили 17 тыс — очень бюджетно получилось.

Конечно, качество рекламной записи и настройка рекламной кампании напрямую влияют на ее эффективность и итоговую цену привлеченного ученика. Это отдельное искусство и в этом придется разобраться.

Мы также проводили бесплатные мастер-классы на разных массовых мероприятиях, но результатов они не дали. Только кучу сил и времени потратили. Хотя казалось, что это очень важная история. Не знаю, может как-то косвенно это повлияло на общую узнаваемость, но не было ни одного случая, чтобы человек пришел учиться к нам именно после мастер-класса. Видимо это связано со специфичностью аудитории, которая посещает подобные мероприятия.

Сайт и социальные сети

Так получилось, что во мне одном сошлось множество компетенций. Помимо преподавания Го я делаю сайты, неплохо фотографирую и даже могу намутить не сильно страшный дизайн. Поэтому в нашей школе я занимался буквально всем — сайтом, рекламой, смм, фото и бухгалтерий. По-хорошему эти задачи нужно делегировать, но такой возможности не было. Но даже если б и была, сперва лучше самому во всём разобраться. Нельзя просто найти веб-студию или рекламное агентство, заплатить им деньги и тупо ждать результат. Никто кроме вас не знает специфику данного бизнеса и никто так не мотивирован, как вы.

В общем у меня была возможность сделать сайт и я его сделал — goschool39.ru (Игорь почему-то убрал оттуда магазин и цены). Но это совсем не обязательная история. Можно просто хорошо оформить группу в VK и оттуда принимать заявки. Если вы будете заказывать разработку сайта, то это может обойтись вам от 50 до 100 тыс. руб. По началу это неоправданная трата денег.

Но вот социальными сетями (или SMM — Social Media Marketing) определенно нужно заниматься. Как я говорил, это был один из главных источников привлечения учеников. Тут рекомендация одна — просто делайте интересные публикации, не только в духе “Научим играть в древнейшую игру. Заходите!”. Если получится создать качественный паблик, который будут читать люди из разных городов, не только интересующиеся Го или вашей школой, то это победа.

Как открыть школу Го. Часть 3
Этот милый бородач изменил мир российского копирайтинга. Максим Ильяхов.

Прежде, чем заниматься смм и рекламой, я бы советовал прочитать книгу Максима Ильяхова «Пиши, сокращай». Это по-настоящему хорошая книга для всех, кто что-либо пишет.

И обязательно запишите короткое презентационное видео, где вы рассказываете о себе и школе. На видео сразу будет видно, что вы адекватный человек и вам можно доверить ребенка. Мы, к сожалению, так и не успели это сделать, хотя это очень важная история!

Дружите со всеми

Большинство игроков в Го очень необщительные и глубоко интровертированные люди. Такие, как я. 🙂 Однако, если вы решите заниматься бизнесом, вам придется это преодолеть в себе, стать общительным и коммуникабельным человеком.

Не нужно замыкаться внутри своей школы. Ищите партнеров, объединяйтесь с другими учебными центрами, спрашивайте советы, интересуйтесь кто и как решал разные проблемы. Словом — старайтесь дружить со всеми. Это сильно поможет в вашем деле.

Как измерить успех?

На ум приходят разные варианты: количество учеников, уровень их игры, отзывы. Однако, как бы это анти-романтично не звучало, самая объективная оценка — это деньги. Ведь, если вы классно преподаете, дети в восторге от занятий, родители довольны результатами, то за это все готовы хорошо платить. В противном случае, какой бы крутой у вас ни был сайт, помещение, реклама… рано или поздно к вам перестанут ходить и вы разоритесь. 

В случае успеха, то есть когда у вас появятся заметные деньги, у вас будут и совсем другие возможности. Деньги — это инструмент, который дает много дополнительных возможностей. Например, вы сможете чаще проводить бесплатные мастер-классы или организовать специальную учебную группу для малоимущих семей. Ещё круче — открыть новые филиалы своей школы, запустить франшизу и тем самым подарить возможность людям из других городов повторить ваш успех.

Не забывайте отдыхать

Пожалуй, это была моя самая главная ошибка. В течение года я работал за троих и под конец был полностью выжат. Я привык всегда много работать и не замечал усталости. Кто бы мог подумать, что отдых настолько важен… И проблема не в том, что во время усталости вы плохо себя чувствуете, менее продуктивно работаете и т.п., а в том, что вы теряете творческий запал и начинаете «выгорать».

Совет такой: ваш отдых должен быть ежедневным, еженедельным, ежемесячным и ежегодным. Когда будете составлять расписание обязательно запланируйте 2 дня в неделю, когда у вас ничего не будет. Тупо ничего. Порой даже лучше отказаться от каких-то учеников в пользу выходных. Это спасет вас от «выгорания».

Юридическая сторона

Специально поместил эту тему в конец статьи, потому что она самая неважная. Прежде всего нужно набраться опыта в преподавании, продумать бизнес-план, и уж потом думать о регистрации ИП. Даже если вы в этом ничего не смыслите, всегда можно нанять человека, который решит все юридические вопросы за вас.

Тут всё просто. Вам будет достаточно обычного ИП. Как регистрировать и сопровождать ИП — об этом очень много информации в интернете. Сейчас появилась новая экспериментальная форма «самозанятый». Честно говоря, ничего про это не знаю, но возможно вам подойдет.

Единственный вопрос, который может возникнуть — это лицензия на образовательную деятельность. Но и тут ничего сложного. Пока вы сами ведете бизнес и сами преподаете, то лицензия не нужна. Когда у вас появятся наемные преподаватели, тогда со стороны проверяющих органов (если таковые вами заинтересуются) могут возникнуть вопросы. Но даже в случае нескольких преподавателей, каждый может оформить себе своё ИП, чтобы формально каждый работал сам на себя. Оформлять лицензию нужно только в случае, когда всё отлично работает, преподавателей не менее 3, и вы планируете расширяться.

Пожалуйста, не нужно думать, что ваш юридический статус как-то повлияет на успешность школы и после оформления лицензии к вам сразу выстроится очередь из желающих учиться. Это никак не связано.

Внимание. Всегда проверяйте актуальность информации по любым юридическим вопросам. Всё меняется.

Что сейчас?

К несчастью мне удалось заниматься управлением и развитием калининградской школы только первый год — это самое сложное время в любом бизнесе. Дальше всё должно было быть проще и интереснее. Но… как я писал ранее, мы рассорились с Игорем и Мариной. Всё было настолько плохо, что я решил оставить школу Игорю и вернуться в родную Тверь. Были еще и другие факторы семейного характера, повлиявшие на мое решение. 

Как развивается школа сейчас, я не знаю — мы не поддерживаем контакт, но насколько мне известно, она до сих пор функционирует. Игорь (или может быть Марина?) всегда был приверженцем некоммерческого движения и по его словам он планировал просто поддерживать школу «на плаву». Меня, конечно, это огорчило, но ничего не поделаешь. Зато им удалось получить президентский грант на развитие логических игр в сельских школах — искренне за них порадовался. Надеюсь, что и дальше у них всё будет хорошо.

Как открыть школу Го. Часть 3

В Твери я сначала думал повторить свой калининградский опыт, но немного поразмыслив, решил пойти по другому пути. Суть такая — мы живем в 21 веке, игра Го и обучение ей очень хорошо поддаются автоматизации (в отличие, например, от музыки или танцев), однако до сих пор, во всём интернете нет ни одного достойного ресурса, посвященному обучению Го. Поэтому мы, с моим давним приятелем Вадимом Ефименко, решили восполнить этот пробел и создали новый, я бы сказал, революционный проект — Go Magic. Страница проекта вот — gomagic.org. Свои соображения, как я дошел до этого, излагал в этой статье. Проект огромный, работы дофига, но уже видно, что всё получится! 😉

Остались вопросы?

Разумеется, несмотря на внушительный объем статьи, я не мог затронуть все темы и во всех подробностях раскрыть каждый вопрос. Поэтому дальше будем действовать так: если у вас остались вопросы или вам что-то неясно — пишите комментарии.

Ну, и главное, если кто-то всерьез задумался о создании коммерческой школы — обращайтесь ко мне за консультациями. С радостью помогу. Надеюсь, вас будет не слишком много… 🙂

Для тех, кому понравилась статья и хочется отблагодарить меня за труд, напоминаю, что на сайте есть кнопочка «Купить мне кофе».

Всем спасибо за внимание! Удачи!

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Меню