Статья большая и состоит из трех частей. В первой части расскажу какие в принципе есть варианты развития Го со своими плюсами и минусами, а в последующих — как создавал школу в Калининграде, какие допускал ошибки и что из этого вышло.
Пишу, прежде всего, для тех, кто занимается развитием игры у себя в провинции и хочет сделать это своей профессией.
Предыстория. Я занимаюсь Го с 2005 года и открыть свою школу была давней мечтой. Но дело это непростое и требует тщательной подготовки. Лично мне потребовалось около 10 лет, чтобы понять как школа должна выглядеть, каким образом она должна приносить доход и как вообще нужно преподавать Го.
Коммерческое и некоммерческое Го
Для любой (!) организации необходим источник финансов, который позволил бы развиваться и поддерживать текущую деятельность. Неважно какая это организация — коммерческая или не — без этого источника она рано или поздно развалится.
Все энтузиасты Го, как правило в студенческие годы, начинали с создания клуба или федерации в своем городе. Это прекрасно и это необходимо. Однако, через некоторое время, когда энтузиазм угасает, когда студенты вырастают и им приходится кормить семью, клуб начинает постепенно увядать — нет того самого источника финансов.
Есть два принципиально разных пути создания финансового потока.
Собирать донаты, просить помощи у государства, искать спонсора — это некоммерческий путь.
Предлагать платные услуги, заниматься продажей инвентаря, то есть действовать самостоятельно — это коммерческий путь.
У каждого подхода есть свои плюсы и минусы, и в идеале нужно действовать и так и так. Однако на практике приходится выбирать что-то одно, ибо на всё рук не хватает.
Некоммерческий путь
+ Го становится доступным для людей с любым достатком
+ признание со стороны государства и как следствие повышение популярности на региональном и федеральном уровне
+ когда есть стабильный спонсор, вам не нужно думать, где достать деньги
– тотальная зависимость от государства и спонсоров
– нужны «связи» — без них никуда
– бюрократия
– низкая зарплата при большом объеме работы
– каждый раз нужно унижаться и просить спонсора или государство выделить очередные деньги
Коммерческий путь
+ полная свобода
+ ваша зарплата зависит только от вашей эффективности
+ вы сами регулируете свою нагрузку
+ платные услуги изначально подразумевают ответственное отношение к занятиям как со стороны ученика, так и со стороны преподавателя, что способствует повышению качества
– нужно обладать хотя бы базовыми бизнес-навыками
– необходимо создать ИП и вести бухгалтерию
– люди с низким достатком, для которых ваши занятия окажутся слишком дорогими, не смогут у вас обучаться и возможно никогда не познакомятся с Го
При всех своих недостатках некоммерческое Го просто необходимо хотя бы на федеральном уровне. Не понятно, как развивалась игра в стране, если бы не было Российской федерации Го. Поэтому все, кто работает в РФГ, это золотые люди и нужно быть им бесконечно благодарными.
Однако наше государство показало себя несостоятельным в области развитии культуры и спорта, особенно в таких непопулярных направлениях, как Го. Глупо надеяться, что когда-нибудь Го станет Олимпийским видом спорта или Путин начнет играть в Го. Повезло, что у РФГ сейчас есть Полиметалл… но что произойдет когда в какой-то прекрасный момент Полиметалл перестанет помогать? Найти нового мецената будет практически невозможно.
Коммерческий путь — это способ взять всё в свои руки и помочь родной стране. Статья именно об этом.
Две федерации и штраф в 40 тысяч
Так получилось, что за свои студенческие годы я успел открыть две региональные федерации Го — Тверскую и Калининградскую. Открывал не задумываясь — Колесникова М.С. попросила. Сказала, что это чрезвычайно важно для российского Го. Ну, а почему бы и не помочь?
Обе федерации были аккредитованы в местных спорткомитетах. Однако за всё время, с 2011 года, единственное, что смогли сделать для нас в Твери — это предоставить помещение для еженедельных собраний клуба и выделить около 30 тыс в год на командировки. И это не самые плохие показатели. В других городах и этого не дают.
Казалось бы, зарегистрировал федерацию, получаешь небольшие бонусы, ну и дальше спокойно занимаешься своими делами. Но не так всё просто. Ежегодно и ежеквартально нужно сдавать различные отчетности в ПФР, ФНС и прочие инстанции. Несколько раз мы забывали сдать отчетность, и пришлось платить штраф… суммарно около 3 тыс руб вышло. Ну, ок… бывает. Однако самое неприятное случилось в прошлом году.
Из-за одной несданной отчетности в минюст, на которую всегда закрывали глаза, нам вдруг прислали штраф в 10 тыс руб! Ну, хорошо… штраф подозрительно большой, но всё же мы сами дураки. Заплатили.
Но и это еще не всё! В то время я жил в Калининграде, у федерации сменился президент и юр. адрес, а письма с уведомлениями (бумажные такие) присылали на старый адрес. О штрафе узнали поздно и из-за просрочки нам прислали штраф на дополнительные 20 тыс руб! А потом… еще на 10 тыс! — какой-то производственный сбор…
Мы не выдержали и решили судиться. Однако отсудить удалось только последние 10 тыс. Хорошо, что с оплатой штрафа нам помогли в РФГ (спасибо вам!), иначе мы бы уже давно плюнули и закрыли федерацию.
В общем создание федерации не такое уж простое дело. К этому нужно подходить ответственно. Но прежде, чем открывать коммерческую школу, я бы советовал начать с федерации. Если в дальнейшем получится заниматься и школой и федерацией, будет шикарно.
Более того, региональные федерации очень нужны РФГ, то есть российскому Го. По правилам Минспорта всероссийская спортивная организация должна иметь как минимум половину аккредитованных регионов России… то есть не менее 42! Некисло так, да?
Так что если у вас есть возможность открыть в своем регионе федерацию Го — сделайте это. Вы очень поможете российскому Го и тем золотым людям, которые работают в РФГ.
Кстати, не обязательно наступать на наши грабли и открывать федерацию с юр. лицом — регионального отделения будет достаточно, а ответственности при этом меньше. Тверскую федерацию мы решили переоформить в региональное отделение, чтобы в будущем не нарваться на подобный штраф.
Если будет запрос, могу написать подробную статью про федерации, что они дают и как их открывать. Запрос оставляйте в комментариях.
Tropico!
В детстве моей любимой компьютерной игрой был Тропико. Это экономический симулятор, который отличается от всех прочих тем, что кроме экономических задач, необходимо решать и политические. Если проиграть выборы президента, то игра заканчивается.
Игра выпускается с 2001 года и в этом году вышла новая шестая версия. Решил вспомнить детство и немного поиграть. К своему удивлению обнаружил, что в этой игре заложен очень важный и простой принцип — прежде, чем думать о политике, культуре или религии, нужно добиться экономической стабильности. То есть сначала нужно наладить добычу полезных ископаемых, развить промышленность и только потом строить церкви и кинотеатры. Если этого принципа не придерживаться, то вы быстро проиграете… В конце концов, деньги — чуть ли не единственный ресурс, при помощи которого решаются почти любые задачи.
Этот принцип работает везде — и на уровне семьи, и на уровне государства. Когда вы решили, что хотите заниматься развитием Го, преподавать, организовывать турниры, то для начала нужно понять откуда вы будете брать на это деньги. Коммерческий путь? Некоммерческий? Как минимум вам одному нужна достойная зарплата. И без четкого представления откуда возьмутся деньги лучше и не начинайте, иначе с оочень большой вероятностью получится булщит.
И даже когда вы выбрали коммерческий путь развития, и всё идет неплохо, всегда есть соблазн провести какой-нибудь бесплатный семинар, набрать бесплатную группу учеников и т.п. Это всё прекрасно и это нужно делать, но только когда у вас будет стабильный доход и свободные деньги.
Вывод простой — прежде чем открывать школу Го, подумайте как будет формироваться ваша зарплата и откуда будут поступать средства на дальнейшее развитие школы.
Какая зарплата должна быть у преподавателя?
Если вы пробовали устроить своего ребенка в спортивную секцию, то наверняка заметили, что почти все они платные. И это понятно, потому что на ставку тренера спортивной школы прожить невозможно.
В общеобразовательных школах немного другая ситуация. Деньги за обучение брать нельзя, поэтому преподавателям приходится заниматься репетиторством. И как правило, репетиторство становится основным источником дохода, а зарплата учителя — лишь небольшой довесок. В какой-то момент недобросовестные педагоги понимают, что хорошо проводить основные занятия невыгодно — тогда не будет отстающих учеников и не с кем будет заниматься репетиторством…
В музыкальных школах и колледжах тоже по-своему выкручиваются — приходится в несколько раз увеличивать нагрузку. Вместо 1 ставки брать 2,5 ставки (это максимум), а по вечерам играть на концертах или петь на клиросе в церкви. Что, согласитесь, тоже ненормально.
Давайте же посчитаем сколько должен зарабатывать профессиональный педагог, чтобы нормально жить и не думать, где достать денег на подгузники своему ребенку. В дальнейшем нам это пригодится.
Сколько нужно денег?
Предлагаю прикинуть, сколько денег требуется человеку в месяц.
Съемная квартира или ипотека — 15 тыс Коммуналка — 5 тыс Продукты — 10 тыс Одежда/обувь — 5 тыс Отдых — 5 тыс Ремонт/автомобиль — 10 тыс Итого: ~ 50 тыс/мес Жена? Дети? Родители? + 10 тыс на человека
Это ориентировочные суммы и приведены для некрупных городов, таких как Тверь или Калининград. Если вы живете в Москве или Питере, то смело умножайте всё на 2. Какие-то расходы могут быть больше, какие-то меньше — вы это и без меня хорошо знаете.
Сколько нужно работать?
Вы удивитесь, но даже по официальным документам Министерства образования норма часов у педагогов значительно ниже, чем у остального трудового населения. Пункт 2.8 приказа Министерства образования:
При нагрузке в 720 часов в год, получается, что в среднем педагог должен работать 60 ч/мес. Или 72 ч/мес + 2 месяца оплачиваемого отпуска. Напомню, что у обычных (офисных) работников норма составляет 168 ч/мес и 1 месяц отпуска.
И это очень правильно, потому что
Педагогическая работа требует очень много эмоциональных и интеллектуальных сил — значительно больше, чем работа, скажем, программиста.
На подготовку к занятиям уходит примерно столько же времени, сколько и на проведение их. То есть кол-во учебных часов фактически можно умножать на 2.
Педагогика — очень ответственное занятие. Педагог формирует будущее поколение. Он должен постоянно учиться и быть на одной волне с современной молодежью. Хороший педагог не может позволить себе прийти к ученикам неподготовленным, уставшим или раздраженным.
Сколько за 1 час?
Подведем итоги и посчитаем сколько должен стоить один час работы педагога. При зарплате в 50 тыс/мес и при нагрузке 60 ч/мес, получается:
50 тыс / 60 ч = 830 руб/ч
У вас жена? Трое детей? Тогда + 40 тыс/мес
90 тыс / 60 ч = 1500 руб/ч
И это всё без учета налогов и прочих отчислений.
Государство никогда не предоставит такую зарплату, поэтому педагоги в России либо бедствуют, либо работают в 3 раза больше нормы.
Очень хорошо описывает эту ситуацию история, которую рассказал мне близкий друг Вадим Ефименко. Он несколько лет работал преподавателем английского языка в Китае и как-то в разговоре с коллегами назвал зарплату, которую он получал бы в России за такую же работу. Они просто не поверили ему. Сказали, что таких зарплат не бывает.
Самозанятость и бизнес
Прежде, чем открыть школу Го вам нужно понять чем отличается бизнес от самозанятости и выбрать что-то одно.
Бизнес — это когда человек организует предприятие, в котором ключевые функции выполняют другие люди. Задача руководителя бизнеса — сделать так, чтобы эти люди работали хорошо, желательно без его участия.
Самозанятость — это когда человек работает на себя и сам выполняет ключевую работу на собственном предприятии.
Иными словами, будете ли вы сами преподавать или у вас будет наемный педагог? Обычно все начинают с самозанятости (особенно в Го), а потом, если всё складывается благополучно и есть желание развиваться, то превращают самозанятость в бизнес. Однако, если вы не очень хороший преподаватель, но зато прекрасный организатор и бизнесмен, тогда вам лучше сразу же начать с модели бизнеса.
Должен вас сразу предупредить, что школа Го — это далеко не самое простое и уж тем более не самое прибыльное дело. Если вы хотите просто заработать денег, тогда лучше выбрать что-нибудь другое. Это предприятие скорее для тех, кто не может жить без Го и преподавания.
Если вы всё равно решили открыть школу Го, тогда вот что вам для этого понадобится:
Уволиться с основной работы. Не нужно думать, что у вас получится где-то работать и при этом с нуля открыть школу. Максимум — какой-нибудь ненапряжный фриланс.
Финансовая подушка, которой хватит хотя бы на 1 год жизни. Желательно иметь свое жилье. Кредит брать нельзя!
Уметь преподавать Го. Опыт должен быть не меньше 1 года. Лучше — 3 года. Не путать «преподавать Го» и «играть в Го».
Составьте бизнес-план на 1 год. Сколько будут стоить занятия? Сколько вам нужно учеников? Какие будут расходы?
Выбрать целевую аудиторию. Будете преподавать детям или взрослым? Опишите своего ученика.
Если у вас есть друзья, которые хотят вам помогать, сразу определитесь какая у них будет роль и на каких условиях они будут работать. Денег на зарплату у вас не будет, поэтому ее обещать нельзя.
И главное, школа Го — это учебный центр, поэтому все правила и советы, которые применимы к учебным центрам, подойдут и вам. Школы английского языка, шахматные клубы, центры детского развития — перенимайте у них опыт.
О том, как я открывал школу в Калининграде, что получилось, а что не получилось, и как бы действовал теперь — обо всем этом расскажу в следующей статье.
Да, расскажите как открыть федерацию в регионе.
Хотелось бы подробно узнать об открытии региональной Федерации. Очень актуальная тема.