Го
, ,

373

Как открыть школу Го. Часть 2

Рассказываю, как открывал школу Го в Калининграде. Делюсь опытом и раздаю бесплатные советы 🙂

Как открыть школу Го. Часть 2

Первая часть — proskurius.ru/kak-otkryt-shkolu-go-chast-1/
Третья часть — proskurius.ru/kak-otkryt-shkolu-go-chast-3/

Подготовка

Прежде, чем открывать школу, нужно набраться опыта — и в организации, и в преподавании. Нельзя просто так взять и открыть школу, только потому, что вы любите Го и вам кажется, что вы классный преподаватель. Даже у самых талантливых людей не получается всё и сразу.

Лично я занимаюсь организацией Го-клубов и турниров с 2006 года. Нельзя сказать, что очень активно, только в свободное время, но регулярно. Сначала в Твери, а позже (с 2014 года) и в Калининграде. Этот опыт мне очень пригодился. 

Однако в бизнес-делах у меня совсем не было навыков, поэтому приходилось регулярно обращаться за помощью к брату. На тот момент у него было два успешных бизнеса в Москве. Он дал много дельных советов. Более того, не уверен, что без его помощи хоть что-то получилось бы. Так что перед открытием школы я рекомендовал бы обзавестись подобным советчиком 🙂

Касательно преподавания — начал я этим заниматься (с большим увлечением) только в Калининграде. В этом городе я закончил музыкальный колледж (когда-то мечтал о карьере пианиста), где увидел по-настоящему крутых педагогов. Главным образом на меня повлиял мой шеф — Слободян Владимир Дмитриевич. Позже его методики я использовал в преподавании Го. Мне сразу показалось, что русская музыкальная школа очень сильная, с потрясающими педагогами, и что было бы здорово этот многолетний педагогический опыт использовать в Го.

В 2014 году меня пригласили в один новый учебный центр преподавать детям Го и логические игры. Занятий было немного, платили копейки, но там я понял, что мне это нравится, и что у меня получается преподавать — дети были в восторге. Позже меня пригласили в другой учебный центр и на его базе мне удалось организовать платные занятия исключительно по Го, которые тоже пользовались успехом. 

Таким образом, на момент создания школы я преподавал уже около 3-х лет и наверное это минимальный опыт, необходимый перед открытием школы.

Федерация

Как я и говорил в первой части статьи, региональная федерация будет отличным подспорьем в вашем деле. Турниры, поездки — это всё нужно для развития и популяризации Го.

Калининградская Федерация Го уже несколько лет функционировала перед открытием школы. Ежегодно проводились 2-3 соревнования, были детские секции, функционировал клуб. Некоторые из членов клуба в последствии стали первыми учениками школы.

Как открыть школу Го. Часть 2
Кубок Балтики 2016

Начальные условия

У меня был выбор, где открывать школу — в родной Твери или в Калининграде. Я выбрал второй город, потому что сам по себе он мне больше нравится и там более активные и интересующиеся новым люди. Однако в Калининграде у меня не было своей квартиры, приходилось снимать. Свободных денег было не так много, около 100 тыс. Плюс 100 тыс. я занял у своих родных, которые сразу вложил в открытие школы. Так что предприятие было, мягко говоря, авантюрное. 

С другой стороны, думал я, безденежные условия мотивируют много работать… Да, это сработало, я действительно много работал, однако никому не советую это повторять! 🙂 Через год я был полностью истощен — и физически и эмоционально.

Сейчас понимаю, что это было скорее ошибкой. Нужно было открывать школу в Твери — здесь есть и квартира (пускай, не своя, но за которую не нужно платить), и друзья, всегда готовые мне помочь. Это огромный плюс. Именно поэтому в предыдущей статье я дал такой совет: 

Перед открытием у вас должна быть финансовая подушка хотя бы на 1 год

Столько времени потребуется на раскрутку школы.

Команда

Всячески не рекомендую делать всё в одиночку. Однако в командной работе тоже много проблем. Идеально, когда есть ключевой человек, который знает как всё должно выглядеть, к чему нужно стремиться и как этого добиваться, а остальные помогают и стараются не мешать. Поделить обязанности и ответственность поровну у вас, скорее всего, не получится. Как минимум у каждого человека в команде должна быть своя функция, которую он хорошо знает и понимает.

Основная проблема — это человеческие отношения. Вы можете быть сколь угодно близкими друзьями со своими партнерами, но когда начнете работать, неожиданно для себя вы можете рассориться. 

Обычно причина в деньгах — все хотят получать достойную зарплату. Сначала, когда школа только откроется, на зарплату никто претендовать не будет, потому что всё равно её неоткуда брать, да и все заняты интересным делом. Однако потом этот вопрос всё равно возникнет. Так что лучше сразу определиться, кто работает за зарплату, а кто бесплатно помогает благому делу. Обещать зарплату следует, только когда у вас действительно есть на это средства.

Но даже когда вы разрешите финансовый вопрос, разногласия могут возникнуть по любому другому вопросу. И главное, что нужно сделать — это четко отделить деловые отношения от личных. Вы занимаетесь одним делом и главное в этом занятии — само дело, а не кто прав или виноват, кто умный, а кто дурак.

В нашей команде было 4 человека — я, моя жена Ольга, Игорь Тычко и Марина Колесникова. Большую часть работы (70-80%) выполнял я, но без участия Игоря и Марины врядли получилось бы всё настолько удачно. Мы давно дружили и никто даже не подозревал, что могут возникнуть какие-то проблемы, однако без конфликтов не обошлось. И к сожалению, дошло до того, что сейчас мы окончательно перестали общаться. Так что будьте аккуратнее с друзьями, дорожите ими.

Вы занимаетесь одним делом и главное в этом занятии — само дело, а не кто прав или виноват, кто умный, а кто дурак.

Помещение

Это очень важная история, потому что аренда помещения будет вашей основной статьей расходов. Конечно, хочется, чтобы сразу было свое большое помещение в центре города, но в начале пути это совершенно нерационально — большую часть времени оно будет простаивать. В идеале плата за аренду не должна превышать 10-20% вашей выручки. Если вы отдаете более 50% выручки на аренду, это крайне плохо, пора менять помещение.

Сейчас я понимаю, что по-началу лучше всего примкнуть к какому-нибудь состоявшемуся учебному центру. Вы можете быть частью этого центра, а можете работать полностью самостоятельно, платя почасовую аренду. И дело не только в арендной плате, что так будет дешевле, а скорее в клиентах. Клиенты — это самое ценное в любом бизнесе. У учебного центра уже есть свои ученики, которые с большой вероятностью могут стать и вашими. Людям удобно, когда всё расположено в одном месте и не нужно ехать через весь город, чтобы отвести ребенка сначала на один кружок, а потом ехать еще куда-нибудь, чтобы отвезти в другой. Кроме того, любой учебный центр заинтересован в адекватных партнерах, которые помогут разделить арендную плату, и которые также могут привести им новых клиентов.

Если не найдется к кому примкнуть, то всегда можно поискать таких же людей, как вы, которые только начинают свое дело. Тогда вы сможете найти хорошее помещение и арендную плату делить, например, пополам. Но обязательно сначала их нужно найти, но не наоборот — арендовать помещение, а потом ломать голову, где бы взять субарендаторов.

В общем вопрос помещения очень важный, я бы сказал краеугольный, и нужно этим озаботиться максимально заранее.

Мы поступили не самым рациональным образом и потом ни раз об этом жалели — сразу арендовали помещение в 40 м2. Нас подкупило предложение — центр города, из окна вид на озеро, арендодатель за свой счет делает под нас ремонт. Стоило это удовольствие 20 тыс в месяц (500 руб за м2), что очень недорого за такое помещение. Нас было 4 человека, поэтому рассчитывали, что через год-другой легко сможем отбить эту аренду. Помещение было без мебели, поэтому пришлось покупать столы, стулья, шкаф — обошлось это в 60 тыс.

В итоге мы всё-таки потянули это помещение (пришлось много работать), но согласитесь, что при средней выручке в 50 тыс отдавать из них 20 не очень приятно…

Что преподаем?

Если бы меня спросили в чем секрет, что нужно для успеха школы, то я бы сказал — главное не зацикливаться на Го. Конечно, это прекрасная и возможно самая совершенная на планете игра, но… не единственная! Как бы мы не любили Го, какой чудесной она нам не казалась, однако всем она априори не может подойти. По крайней мере большинству людей необходимо время, чтобы разглядеть ее красоту. Поэтому в нашей школе помимо Го изучалось множество других игр, где нужно думать головой. Мы так и назвались: Школа Го и логических игр.

Этой идеей меня заразил Валерий Пищальников во время Юношеских сборов по Го в Калининграде. У него есть несколько очень сильных учеников, которые периодически выигрывают серьезные турниры по Го. Однако преподает он не только Го, и всегда начинает с более простых игр — шашки, шахматы, рэндзю, пенте. Для него Го — это вершина всех логических игр, до которой еще нужно дойти.

Такого же принципа придерживается и Виктор Хаткевич — очень сильный шахматный тренер в Калининграде. В его классе огромное разнообразие логических игр и дети умеют играть во все! У него я тоже почерпнул много интересных идей.

Вообще, если говорить о работе педагога, то она в принципе не ограничена только предметом изучения. Хороший педагог должен быть и психологом, и актером, и оратором, и просто интересным собеседником. Дети берут пример со своих преподавателей, поэтому быть преподавателем очень ответственно. И если к вам привели ребенка, чтобы тот учился играть в Го, совершенно не обязательно всеми силами делать из него профессионального игрока. Нет такой цели. Гораздо полезнее будет показать ему какие вообще бывают игры и научить играть во все хотя бы на базовом уровне. Дальше человек сам может выбрать, что ему больше подходит.

По сути игра — это инструмент, с помощью которого вы решаете педагогические задачи. И с точки зрения развития мышления (именно за этим чаще всего и приходят в Го) лучше играть в несколько игр на среднем уровне, и уметь быстро переключаться между ними, чем играть хорошо, но только в одну.

В нашей школе играли в: пентамино, 4 в ряд, пенте, ханаби, пэчворк, барабашка, ётта и другие игры, в которых так или иначе нужно шевелить мозгами. В клубе со взрослыми мы играли в риичи-маджонг. Детям, наверное, тоже не помешало бы научиться играть в маджонг, хотя там очень сложные правила. Шахмат и шашек у нас не было — решили, что этим играм могут научить получше нас и в других школах/секциях.

Как открыть школу Го. Часть 2
Игра «Пэчворк»

Я строил свои полуторачасовые занятия так: половину времени мы изучали Го (или атари-го), а вторую половину посвящали остальным играм. Такое разделение дает возможность отдохнуть детям от Го — им сложно долгое время заниматься одним и тем же, требуется переключение. Не бойтесь, что они вдруг захотят играть только в эти несложные игры, а к Го совсем потеряют интерес. По моему опыту через несколько месяцев дети просят посвящать урок целиком Го, лишь изредка вспоминая про остальные игры. Если этого не произойдет — ничего страшного. Важно, чтобы они сами сделали выбор.

Кстати, многие профессиональные игроки тоже не ограничивали себя одним Го. Вспомните книгу Ясунари Кавабаты «Мэйдзин» — в перерывах во время прощальной партии Сюсай и Отакэ играли в сёги. В биографиях японских профессионалов нередко можно встретить строчку «любимое хобби — игра в маджонг».

Как открыть школу Го. Часть 2
Риичи-маджонг в нашем клубе

Главное, что поможет вам решить такой подход — это вопрос привлечения новых учеников. Про Го почти никто ничего не знает, и даже не подозревают, что это такое. До сих пор многие думают, что это Гражданская Оборона. Поэтому добавление «и логических игр» создаст ясность касательно, чем вы занимаетесь.

Более того, если бы сейчас я открывал школу, то делал ее междисциплинарной, где были бы и иностранные языки, и программирование, и музыка. В такую школу будет еще проще привлекать учеников, хотя, конечно, без дополнительных преподавателей не обойтись.

Кому преподаем?

Ответ однозначный — детям. Взрослым уже не до какого-то там Го. Если они захотят чему-то учиться, то выберут скорее то, что поможет им в карьере (языки, бизнес-тренинги). В нашей школе взрослых было около 15% от общего числа учеников, остальные — дети. Это обуславливается еще и тем, что на обучение (и развлечение) своих детей не так жалко денег, как на себя.

Однако «дети» — это тоже очень расплывчато. Какой возраст? Тут зависит от преподавателя — кому-то нравится и получается заниматься с совсем маленькими детьми, кому-то с детьми по-старше. Мне было комфортно с детьми от 4 до 9 лет — они незамутненные, искренние, еще не испорченные родителями…

Если вам в принципе сложно с детьми, то, конечно, можно попробовать преподавать исключительно взрослым, но вам будет непросто найти себе учеников. Как минимум нужно будет выстроить процесс обучения так, чтобы демонстрировать практическую пользу от ваших занятий. Это может быть, например, курс развития бизнес-мышления при помощи Го, ну или что-то в этом духе.

Родители

Мой опыт показывает, что почти со 100% вероятностью те ученики, у которых родители не играют в Го, которые просто отдали свое чадо на «шашки», надолго не задерживаются. Родители должны хотя бы понимать, что такое Го, а лучше — играть и учиться вместе с ребенком. Поэтому в моей школе это было обязательным требованием.

Как открыть школу Го. Часть 2
Турнир по парному Го «Дети + родители»

Такого же принципа придерживается очень талантливый и успешный тренер по Го Гузель Сурма — именно от нее я впервые услышал, что родители обязательно должны учиться Го вместе с детьми. 

Самый мощный приверженец этого принципа — японский скрипач и педагог Синити Судзуки, создатель одной из лучших в мире музыкальных школ. У него есть коротенькая занимательная книга «Взращенные с любовью» (рекомендую к прочтению!), в которой он рассказывает о своей методике преподавания. 

Как открыть школу Го. Часть 2
Синити Судзуки (1898 – 1998)

Когда к нему в школу приводили ребенка, то весь первый год он занимался исключительно с родителями (!), а ребенок лишь присутствовал на занятиях. И только когда ребенок сам обращался к учителю: «сенсей, я хочу играть как мама» — только тогда он начинал с ним занятия.

Как преподавать Го

Это очень обширная тема и явно требует отдельной развернутой статьи. Надеюсь в будущем найдется на это время. А пока рекомендую посмотреть вебинар Максима Подоляка — Преподавание Го для начинающих. Там много хорошего, почти со всем я согласен.

Главное, что нужно четко понять — ваш уровень игры и ваш уровень преподавания никак не связаны. Вы можете быть 9 про даном и при этом ужасно преподавать и наоборот, играть в силу 15 кю и быть преподавателем от бога. Мне мои «даны» лишь мешали в преподавании, особенно детям.

Ждите продолжение

Статья получилась больше, чем я ожидал, поэтому вынужден разбить ее на еще одну часть. Мыслей много и есть чем поделиться, но не хочется и перегрузить вас. Надеюсь 3-я часть будет финальной 🙂

Итак, продолжение — proskurius.ru/kak-otkryt-shkolu-go-chast-3/

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Меню